МУЗЫКУ СОЗДАЁТ НАРОД и т.д.

Эти слова, по свидетельству музыкального критика А.Н.Серова, произнёс композитор М.И.Глинка. Но здесь возникает ряд вопросов. В каком ракурсе, например, следует воспринимать слово «народ» - как узкий круг любителей по интересам, жителей отдельного региона или население целой страны? Кто в реалии создаёт музыку - профессионалы или народ?.. Сам А.Н.Серов, например, написал в своей статье «Музыка южно-русских песен» следующее: «Музыкальная учёность и непосредственное музыкальное творчество (…) шли не рука об руку, а развивались независимо друг от друга, - народ музицирует по-своему, учёные по-своему; народ знать не хочет учёной музыки, а учёные музыканты знать не хотят народной; этому свидетельством - вся история музыки»…
(См.: Статьи о русской музыке. / А.Н.Серов - М., Издательство Юрайт, 2018. Серия: Антология мысли ISBN 978-5-534-05826-0 стр. 54) литературное обозрение, 2014 глава 4, стр.1342 «Сказ про Сусанина-богатыря и Глинку-декабриста».

«Композитор Э.Денисов в одном из своих публичных выступлений перед студентами Московской консерватории произнёс: Всем известна фраза Глинки о том, что музыку сочиняет народ, а мы только аранжируем её. И всем понятно, что Глинка сказал глупость».
(записано со слов Е.Халдеевой).

«Композитор С.Слонимский, выступая перед студентами Петербургской консерватории в 2004 г., произнёс буквально следующее: «Фраза (М.И.Глинки - О.М.) обошла все советские и российские учебники, монографии, основополагающие эстетические трактаты и сборники. Но её (фразы Глинки - О.М.) нет ни в «Записках» Глинки… ни в письмах последних лет… ни в операх, ни в романсах Глинки... Безгранично щедрый мелодист, Глинка сам создавал напевы, равноценные фольклорным».

Приведённые выше высказывания ещё раз подтверждают, что создавать народную или так наз. академическую музыку могут только единицы, как минимум, наделённые талантом. Бессмертную славу эпохе Ренессанса, например, принесла небольшая горстка блистательных гениев… Нелишне привести здесь один поучительный факт.
Известно, что параллельно с работой над основным проектом у выдающихся мастеров возникают другие, не менее интересные идеи, черновые наброски которых нужно срочно сохранить на бумаге, в звуке, запечатлеть в граните, мраморе, гипсе, на холсте… Но эта кропотливая работа отнимала у них немало драгоценного времени, поэтому они препоручали её лучшим ученикам своей школы, чтобы сберечь наиболее удачные варианты будущих шедевров. Сами ученики позднее признавались, что в роли подмастерьев великих мастеров они заметно преуспели в своём творческом росте, и, в известной степени, даже стали немножко ощущать себя их соавторами.

Причастен ли народ непосредственно к сочинению музыки? Вопрос риторический… Думается, крылатые слова поэта Л.Радина «Вышли мы все из народа» могли бы стать в ретроспективе ответом на этот вопрос, так как все мы, нынешние представители самых разных профессий, произросли из доисторических корней наших древних пращуров в полном согласии с законами эволюции. Музыку, стало быть, могут создавать, прежде всего, талантливые личности - те, кто ещё не знаком с азами музыкальной грамоты, или те, кто уже освоил её в нужном объёме и овладел игрой на одном из музыкальных инструментов, не говоря о профессиональных музыкантах.
Made on
Tilda